Международный фестиваль «Балтийский дом» // International Theater Festival "Baltic House"

 

Завершился XXХIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» — «Взгляд на Восток».

С 6 по 18 октября 2023 года один из крупнейших международных театральных форумов России прошел в 33-й раз под девизом «Взгляд на Восток». Фестиваль обратил особое внимание на театральное искусство Индии и Ирана, а также представил взгляд российских театров на искусство Востока и показал особый этнический колорит национальных театров республик России.

ИНДИЯ И ИРАН

В особом фокусе фестиваля находился современный индийский театр. Театральная лаборатория «Адишакхти» (Пудучерри, Индия) представила спектакль Нимми Рапхель «Бали». Постановку крупнейшего театрального режиссера Индии Раджата Капура «Ничего похожего на Лира» показала Театральная компания «Синематограф» (Мумбаи, Индия). Команда «B SPOT Productions» (Мумбаи, Индия) привезла на сцену «Балтийского дома» спектакль, созданный на основе главного фольклорного танца штата Махараштра «Цвет Лавани» в инсценировке и постановке Бхушана Коргаонкара.

Николай Песочинский, профессор РГИСИ, театровед, в статье для «Фонтанки.ру» подытожил описание индийской программы фестиваля так: «Было бы крайне нелепо пытаться прийти к обобщениям, увидев три спектакля совершенно разных типов театра. И всё же это — про игру, юмор, веселую интонацию. Так получилось, что и в авангардном («Бали»), и в традиционном («Цвет Лавани»), и в коммерческом («Ничего похожего на Лира») спектаклях нет депрессивного погружения в драму и намечен выход – хотя бы через иронию».

Ярким финалом Индийской программы стало дефиле Индийского института модных технологий JD. Студенты привезли классические сари разных регионов Индии, которые стали выставочными экспонатами и украсили манекены в Кировском фойе, а на показе демонстрировали современные коллекции, отдающие дань многовековым традициям ткачества Индии. Помимо профессиональных моделей, в показе приняли участие члены административной команды фестиваля со стороны «Балтийского дома» и индийских коллективов.

Современный иранский театр на фестивале представил Тегеранский университет спектаклем «Речь Гурдофарид» по тексту «Книги царей» («Шахнаме») персидского поэта Фирдоуси. Режиссер – Рахмат Амини. Также создатели спектакля провели интерактивный мастер-класс: на примере «Слова о полку Игореве» рассказали, как подготовить текст эпической фольклорной пьесы для театральной инсценировки и ответили на вопросы зрителей.

РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОСТОК

Осмысление литературных произведений Востока российскими театрами в программе представили Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина спектаклем Никиты Кобелева «Лягушки», постановкой «Стражи Тадж-Махала» режиссера Алексея Золотовицкого и Государственный театр коренных малочисленных народов Севера из Якутска спектаклем Сергея Потапова «В чаще».

«Я всегда слушаю зрителя, как он реагирует. И вот на этом огромном по длительности спектакле, идущем четыре часа, экзотично звучащим, с непривычными для нашего слуха именами, стояла абсолютная, откровенная тишина – люди в зале слушали каждое слово, в нужных местах аплодировали, смеялись. Спектаклю удалось захватить разную по возрасту и зрительскому опыту публику» — сказал арт-директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина Андрей Пронин о постановке «Лягушки», открывшей фестиваль 6 октября.

ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕАТР

 В программу фестиваля также вошли спектакли, в которых важнейшую роль играет народный эпос. Созданная на основе белорусских колыбельных постановка «Пачупки» Евгения Корняга (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск) погрузила зрителей фестиваля в темный мир до рождения. Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Элиста, Калмыкия) представил спектакль з.д.и. России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева «Араш», а Московский еврейский театр «Шалом» — постановку Олега Липовецкого «Моня Цацкес – знаменосец» по повести Эфраима Севелы. Завершил фестиваль Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ, Бурятия) спектаклем Олега Юмова «Лес/Ой» в двух частях: «Лес. Начало/Ой. Эхин» и «Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл».

Каждый день выходили прямые эфиры из открытой студии фестиваля «33FM» Татьяны Троянской. Журналист общалась с режиссерами спектаклей об их опыте погружения в искусство Востока, его философию и культуру; о самосознании народов русского Востока и, разумеется, о театре.

Борис Манджиев, режиссер спектакля «Араш», в интервью поделился: «Русские люди очень любопытны, особенно сегодня, когда есть множество технических средств для поиска информации. Однако душу народа в интернете увидеть нельзя, не способен он еще это передавать. Театр же, как ни одно другое искусство, очень ясно и полно показывает зрителю саму суть общества, всю душу того или иного народа».

ВОКРУГ ВОСТОКА

Помимо основной театральной программы, в рамках фестиваля состоялся цикл показов студенческих спектаклей «Взгляд в будущее». Петербургские зрители увидели постановки ведущих театральных вузов России: ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ. А Клуб фестиваля «Кофе по-восточному» представил обширную лекционную программу, мастер-классы, выставки, читки пьес и просмотры фильмов.

ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ

«Могу сказать, что за эти 13 фестивальных дней мы лишь прикоснулись к богатой культуре Востока, которую можно исследовать годами и десятилетиями. Театр этой части света – яркое, живое, профессиональное искусство, отдающее дань собственным традициям и изобретающее новое. Благодаря программе, для многих людей открылся мир восточного театра, и они с нетерпением будут ждать новой встречи с понравившимися им театральными коллективами» — такими словами руководитель фестиваля, Сергей Шуб подвел итоги форума.

Традиционных наград на самом необычном и разнообразном XXXIII Международном театральном фестивале «Балтийский дом» – «Взгляд на Восток» присуждено не было. Однако проводилось зрительское голосование. Особенно отмечены публикой два спектакля: «В чаще» Государственного театра коренных малочисленных народов Севера (Республика Саха (Якутия), Якутск), режиссер – Сергей Потапов и «Цвет Лавани» «B SPOT Productions» (Мумбаи, Индия), режиссер – Бхушан Коргаонкар.

«При всем внешнем антураже фестивальная программа обнаружила удивительный факт: никакого разделения культур нет. Новый «Балтийский дом» получился не столько о загадочном Востоке, сколько о диалоге мировых культур, где Шекспир говорит на хинди, Островский звучит на бурятском, Акутагава на якутском, а нобелевский лауреат китаец Мо Янь – на русском, причем с интонациями то архангельского, то вологодского или вовсе поволжского говоров» — так написал о программе фестиваля театровед Владимир Кантор для портала «Культура Петербурга».

XXXIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» помог взглянуть на театр Востока более пристально, как на театр, с которым нас многое объединяет и у которого есть чему поучиться. Встреча на фестивале в этом году – только первый, но очень важный шаг. Положенное начало позволит нам совместно открывать новые грани современного театрального искусства, находить созвучные темы в литературе и фольклоре России и стран Востока, вдохновляться богатством и многообразием наших культур.

Генеральный спонсор фестиваля – Банк ВТБ (ПАО).

ВТБ.png
Генеральные информационные спонсоры фестиваля: 
Газета «Metro», Канал «Санкт-Петербург»
Metro_logo_CMYK_R.jpg   spb_tv1_1.png




Наверх